Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Архив новостей

01.04.2022

2 апреля Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

2 апреля ежегодно с 2008 года отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (World Autism Awareness Day). Он был установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2007 года, в которой была выражена обеспокоенность высокой численностью детей, страдающих аутизмом.

Аутизм – нарушение психического развития, сопровождающееся дефицитом социальных взаимодействий, затруднением взаимного контакта при общении с другими людьми, повторяющимися действиями и ограничением интересов. Аутизм обычно диагностируется в возрасте до 3 лет, первые признаки могут быть заметны уже в младенчестве. Полное выздоровление считается невозможным, однако иногда диагноз с возрастом снимают.

Общие сведения

По данным ВОЗ, примерно каждый 160-й ребенок в мире страдает расстройством аутистического спектра (РАС). В США, согласно информации Центра по контролю и профилактике заболеваний, такой диагноз ставится одному ребёнку из 59, причём среди мальчиков РАС встречается в четыре раза чаще, чем среди девочек.

Расстройства аутистического спектра включают в себя такие понятия, как детский аутизм, атипичный аутизм, инфантильный психоз, синдром Канера, синдром Аспергера, проявляющиеся симптомами, выраженными в той или иной степени. Так, синдром Аспергера может оставаться недиагностированным у человека всю жизнь, не мешая профессиональному развитию и социальной адаптации, в то время как другие формы аутизма могут стать причиной ментальной инвалидности (человеку требуется пожизненное сопровождение и поддержка).

Признаки аутизма у детей разного возраста

Первые признаки нарушения развития ребёнка проявляются уже на первом году жизни (например, ребёнок поздно садится, отсутствует эмоциональный контакт с родителями, интерес к игрушкам, не отзывается на своё имя).

К вызывающим тревогу родителей сигналам относят:

в 8 месяцев – отсутствие зрительного контакта и реакции на имя;

в 12 месяцев – нетипичное использование жестов, отсутствие указательного жеста;

в 18 месяцев – нетипичная игровая деятельность, непонимание речи или отказ от вступления в диалог;

в 24 месяца – целый набор взаимосвязанных признаков: отсутствие имитации взрослого и социального общения в игре, медленное накопление словарного запаса.

Более заметными признаки аутизма становятся к двум-трём годам. Также возможны случаи, когда уже при появлении навыков происходит регресс, и ребёнок перестаёт делать то, чему научился ранее. Для ребёнка с аутизмом характерно позднее появление навыка речи либо его отсутствие, эхолалия (спонтанное повторение услышанных фраз и звуков вместо осознанной речи), задержки в развитии, отсутствие совместного внимания и указательных жестов, наличие специальных узконаправленных интересов, стереотипное поведение (например, ребёнок может подолгу раскачиваться и ничего не делать, беспрестанно щёлкать выключателем, зажигая и гася свет).

Причины развития аутизма

Ребенок с аутизмом может появиться в любой семье, вне зависимости от достатка, образования и социального статуса родителей. В том, что у ребенка аутизм, нет ничьей вины. Аутизм — это расстройство, в возникновении которого задействован целый комплекс факторов. Очень большую роль играют генетические факторы: нарушения на уровне генов, молекул, хранящих в себе информацию о том, как должен формироваться и развиваться человеческий организм. Некоторые факторы, вызывающие аутизм, известны. В первую очередь, это спонтанные и наследственные изменения генетического материала — мутации. Эти изменения уже могут быть достаточными, чтобы вызывать развитие аутизма. Но чаще он возникает в результате взаимодействия генетических факторов и факторов среды, в которой развивается плод во время беременности. Установлено, что в возникновении аутизма играют роль экология, возраст родителей, состояние организма матери во время подготовки к беременности, течение беременности и родов, а также некоторые инфекции и некоторые лекарственные средства, принимаемые матерью во время беременности (например, вальпроевая кислота, используемая для лечения эпилепсии). Сочетание генетических и средовых факторов влияет на формирование головного мозга и изменяет развитие и поведение ребенка.

Аутизм не возникает из-за небрежного, грубого или отстраненного отношения к ребенку. Аутизм – не вина родителей, бабушек, дедушек и тем более самого ребенка, а биологическое расстройство.

Постановка диагноза.

Диагноз из группы расстройств аутистического спектра устанавливается путем профессионального наблюдения на поведением ребенка и выявления соответствующих симптомов. Специалист, проводящий диагностику, наблюдает за ребенком, может играть или беседовать с ним. Он также расспрашивает близких ребенка о том, как он ведет себя дома, и об особенностях его развития с рождения. Иногда специалист просит родителей заполнить анкеты и опросники и проводит с ними специальные диагностические интервью. Все это помогает в постановке и уточнении диагноза. Но каких-либо инструментальных методов или анализов, позволяющих с вероятностью 100% установить или опровергнуть диагноз «аутизм», до сих пор нет. Диагноз, как правило, ставит психиатр. Другие специалисты, работающие с ребенком (педиатры, неврологи, психологи и др.) могут обратить внимание родителей на тревожные симптомы у ребенка и порекомендовать обратиться за консультацией психиатра.

Лечение и прогноз при аутизме

В настоящее время аутизм считается неизлечимым заболеванием. Однако после грамотной длительной коррекции у некоторых детей (3-25% от общего числа пациентов) наступает ремиссия, и диагноз аутизм со временем снимают. Недостаточное количество исследований не позволяет строить достоверные долгосрочные прогнозы относительно течения аутизма в зрелом возрасте. Специалисты отмечают, что с возрастом у многих пациентов симптомы болезни становятся менее выраженными. Вместе с тем, есть сообщения о возрастном ухудшении коммуникативных навыков и навыков самообслуживания. Благоприятными прогностическими признаками являются коэффициент интеллекта выше 50 и развитие речи в возрасте до 6 лет, однако полной или практически полной независимости удается достичь всего 20 процентам детей из этой группы.

 

 

 

Разделы сайта