Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Советы педагога социального

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение!

Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия связанные с приемом пищи, одеванием, умыванием, повторяются систематически. Однако в этот период многие родители стремятся уделить больше внимания обучению детей чтению, математике и языкам, чем самообслуживанию, часто не учитывая, что гораздо важнее научиться самостоятельно есть, пить, одеваться и т. д.

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в раннем возрасте. Вот почему так важно «с пеленок» воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиеническое воспитание - основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.

Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач:

  • Развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.
  • Формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком.
  • Формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом.
  • Формировать начальные представления о ценности здоровья, о том, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия.
  • Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
  • Привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
  • Обогатить предметно-развивающую среду группы.

Для успешного решения этих задач рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр («Накормим куклу Катю», «Искупаем куклу Катю», «Научим мишку умываться», «Научим Зайку правильно держать ложку»); систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.

Чем ярче и интереснее будут впечатления от обучения непростым для малышей навыкам, тем быстрее они им запомнятся, тем приятнее их будет выполнять и совершенствовать день ото дня.

Прежде всего, для формирования культурно-гигиенических навыков у детей необходимо:

1) Обеспечить постоянное выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки;

2) Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он научается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок все сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста;

3) Дети должны усвоить, что мыть руки надо перед едой, после пользования уборной, по возвращении с прогулки, игры с животными и всегда, когда они грязные;

4) К навыкам личной гигиены, которые ребенок должен усвоить, относится и уход за полостью рта.

5) Закреплять умения пользоваться расчёской, носовым платком. Нужно приучать детей при кашле, чихании отворачиваться, прикрывать рот носовым платком;

6) Совершенствовать навыки аккуратной еды: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой), салфеткой, не разговаривать во время еды.

Самые первые представления о культурно–гигиенических навыках ребенок получает именно в семье.

Одним из первых навыков является навык аккуратного приема пищи. Малыша сразу надо приучать к активному участию в процессе еды. Ребенка старше полутора лет желательно кормить за столом. В этом возрасте необходимо следить за тем, чтобы ребенок, сидя на стуле, упирался ногами в пол, а высота стола приходилась бы на уровне его согнутых локтей.

Помимо этого необходимо воспитывать и закреплять у детей и другие навыки: следить, чтобы они не садились за стол с грязными руками, не выходили из-за стола с куском хлеба, пользовались носовым платком.

При одевании и раздевании также необходимо давать возможность детям в какой-то степени действовать самостоятельно.

На первый взгляд все очень просто, а на самом деле для малышей это целая наука – освоение и применение культурно-гигиенических навыков.

Ежедневно выполняя эти задачи, необходимо закреплять умение перед едой брать стул и садиться за обеденный стол на одно и то же место, правильно держать ложку, аккуратно пить из чашки. Обязательно нужно учить малышей по окончании еды, вставая из-за стола, благодарить взрослых.

К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся:

- рационально организованная обстановка,

- четкий режим дня,

- руководство взрослых.

Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).

Для формирования культурно-гигиенических навыков нужно также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.

Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время – это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения.

Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно – гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности.

Формирование культурно - гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых.

Методы и приёмы формирования у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков.

- Личный пример взрослых.

- Непосредственно образовательная деятельность.

- Показ.

- Объяснение.

- Пояснение.

- Поощрение.

- Беседы.

- Упражнения в действиях.

- Дидактические игры

- Использование потешек.

- Чтение стихотворений.

- Проговаривание пословиц, поговорок.

- Игровые приемы.

- Викторины, развлечения.

- Прием повторения действий.

 Памятка родителям  

  • Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.
  • Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.
  • Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке делать.
  • Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.
  • Если у малыша что- то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.
  • Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.
  • В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.
  • Старайтесь использовать игровую ситуацию.
  • Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.

Семёнова Т.Л., педагог социальный

Какие опасности таит в себе просмотр телевизионных передач? В первую очередь это переутомление – самый очевидный, но не самый большой вред, который можно нанести малышу. Телевизионная программа – калейдоскоп звуков и образов. Пытаясь уследить за ними и разобраться в них, ребенок тратит много сил. Для сравнения просмотр полуторачасового фильма равнозначен полуторачасовому приему гостей: огромному количеству рассказов о делах, разговоров о политике, выяснению отношений… При этом телевизионные передачи вызывают не просто усталость, а перевозбуждение.

Вторая опасность телевидения заключается в том, что у ребенка может возникнуть самая настоящая зависимость. Даже взрослые склонны попадать под обаяние голубого экрана. Если вы частенько включаете телевизор для того, чтобы занять малыша, отвлечь его, пока занимаетесь своими делами, он рискует привязаться к нему как к другу. Ведь телевизор может и утешить и отвлечь от неприятных мыслей. При этом он ни о чем не просит и не обижается – чем не настоящий друг?

Старайтесь не превращать телевизор в неизменного участника семейных ритуалов: обедов и ужинов, разговоров перед сном. Задумайтесь о роли телевидения в своей собственной жизни. Если оно давно вытеснило друзей, интересные поездки и стало вашим хобби, наивно предполагать, что малыш избежит той же участи. В этом случае, затевая борьбу с экраном, прежде всего начните с самих себя.

Еще одна опасность телевидения - в пассивности предлагаемых им развлечений (именно эта особенность частично объясняет такое легкое привыкание к экрану). Во взаимодействии человека и телевизора активную роль играет именно телевизор. Ваша задача заключается лишь в выборе программы. В любом другом виде развлечений вам неизбежно приходится делать что-то самим. В шахматах и картах - думать, просчитывать комбинации. При прочтении книги мозг совершает огромную работу по превращению букв в слова, слов в образы, а воображение трудится, оживляя людей, события, пейзажи. Для общения с гостями вам нужно уметь поддерживать беседу. К тому же, чем бы вы ни занимались, вас обязательно будет интересовать результат действий: кто выиграет, чем закончится книга, как сложится вечер. А в ситуации «общения» с телевизором вы всегда остаетесь ни при чем, так как ни на что не можете повлиять.

ЧТО И КОГДА СМОТРЕТЬ?

Телевизор давно стал частью нашей жизни, и даже при самом дозированном просмотре многие детишки становятся его заложниками. Теле- и видео продукция является частью их мира, и компетентность в вопросах мультиков и фильмов для них так же важна, как для взрослых - в вопросах литературы или искусства. Остается лишь узнать, как воспринимают картинку дети на разных этапах развития и в соответствии с этим извлечь из неизбежных просмотров максимальную пользу.

0 - 6 МЕСЯЦЕВ: ТАМ ЧТО-ТО ДВИЖЕТСЯ

Чем младше ребенок, тем больше времени проводит с ним мама у телевизора. И если его влияние на новорожденного еще не до конца изучено, то для мамы он служит своеобразным «разделителем», возможностью защититься от полного поглощения заботами о ребенке, особенно если ей никто не помогает. В первые недели жизни приглушенный звук телевизора лишь убаюкивает малыша, но уже в 2 - 3 месяца он поворачивает голову к светящемуся экрану, а еще два месяца спустя, реагирует на знакомую заставку. Известно, что связь между зрительным и осязательным восприятием устанавливается очень рано. А вот связь слухового восприятия с визуальным и ее влияние на развитие младенца изучены мало. Исследователи продемонстрировали детям 4 месяцев два мультфильма: в первом случае звук был наложен синхронно, а во втором - нет. И малыши были гораздо более заинтересованы «правильным» мультиком. На вопрос о том, как воздействуют движущиеся картинки на младенца, однозначно ответить нельзя. Очевидно, что на этом этапе развития чувственное восприятие целиком зависит от матери, отца или человека, ухаживающего за маленьким.

Совет: Не используйте телевизор в качестве звукового фона в детской комнате. Не смотрите любимую телепередачу, когда даете ребенку грудь или бутылочку. Вы будете слишком увлечены происходящим на экране, а при кормлении ему необходимо все ваше внимание без остатка.

6 - 18 МЕСЯЦЕВ: СЛЕПОЕ ПОДРАЖАНИЕ

В этом возрасте ребенку трудно долго удерживать внимание на чем-то одном. Тем не менее, эти моменты он использует с максимальной пользой. С шести месяцев ребенок может научиться правильно, пользоваться игрушкой, увиденной сутки назад по телевизору в руках у незнакомого человека. Эта удивительная способность к имитации появляется у людей гораздо раньше, чем предполагали ученые. В этом смысле просмотр телевизора - это определенный опыт. Однако до того, как малыш начнет говорить, смотреть телевизор для него означает - слышать и видеть что-то, недоступное пониманию. Неадаптированный сюжет совершенно лишен для него смысла. Цвет, движение, картинка притягивают детей к экрану, но они могут извлечь из просмотра совсем не то, что планировал режиссер. Не стоит обманываться: наблюдая за непонятным сюжетом, ребенок все-таки переживает его эмоционально. Было бы ошибкой считать, что он не оказывает на малыша никакого влияния.

Совет: Наиболее соответствуют восприятию ребенка, который еще не овладел навыками речи, короткие программы, специально предназначенные для самых маленьких. Что касается диснеевских мультфильмов, их сюжет и словарь еще слишком сложен для детей такого возраста.

18 МЕСЯЦЕВ - 3 ГОДА: ТРЕБУЮТСЯ ОБЪЯСНЕНИЯ

Старайтесь не оставлять малыша один на один с включенным телевизором или видеомагнитофоном. Существует опасность, что у него разовьется необоснованное чувство страха или сложатся ошибочные представления о мире, поскольку в этом возрасте дети еще не обладают интеллектуальными и эмоциональными средствами, чтобы объяснить то, что происходит на экране. Малыша, который смотрит мультфильм, переполняют эмоции и чувства, но ему катастрофически не хватает слов, чтобы их выразить. Единственный выход для родителей - озвучить то, что он интуитивно чувствует. «Узнаешь? Это птичка летит за львенком. Она хорошая, она ему поможет». Ребенок подражает, показывает пальчиком, потом повторяет слова и запоминает их. Только при условии повторений и комментариев родителей приобретенный опыт и его контекст запоминаются и обретают смысл.

Совет: В идеале необходимые объяснения следует давать непосредственно во время просмотра, это принесет больше пользы. Тем не менее, возвратиться к сюжету мультфильма после того, как он закончился, все-таки лучше, чем оставить его вовсе без комментариев. Ошибочно думать, что 2 - 3-летний кроха все понимает, только потому, что узнает того или иного персонажа. Называя его имя, он не всегда знает, что тот делает и почему.

3 - 6 ЛЕТ: МАЛЫШ ПРИМЕРЯЕТ РОЛЬ ЭКРАННОГО ГЕРОЯ

Только к 3 - 4 годам ребенок приходит к пониманию разницы между воображаемым и реальным. Он уже знает, что мультфильм - это неправда, и с удовольствием исследует мир прекрасных принцев, фей и говорящих животных, который будет подпитывать его мечты, фантазии и активно участвовать в играх. Конечно, дети еще не полностью воссоздают цепь событий: то, что они видят, иногда путается с их собственными желаниями и личным опытом. Но в этом возрасте ребенок уже понимает, что он - это он, и осознает свое отличие от остальных, а значит, может притвориться кем-то другим. Имитация становится его любимым занятиям. Он изображает доктора, который делает укол, строгого папу, которого надо слушаться. Дети любят идентифицировать себя с кем-нибудь из героев, чаще всего с тем, чьи переживания им ближе всего. Малышу важно «понарошку» пережить эмоции, с которыми он пока не сталкивался в реальной жизни.

Современные дети все чаще идентифицируют себя с выдуманными персонажами и все реже - с реальными людьми. Их воображение в большей степени захвачено миром телевизионных историй. Встает вопрос о том, насколько успешно они смогут приспосабливаться к жизненным ситуациям, воспринимать роли матери и отца, их взаимоотношения с друзьями и межличностные связи вообще.

Совет: Ограничьте покупку игрушек и вещей с символикой того или иного мультфильма. Чтобы ребенок заинтересовался реальностью, надо привлечь к ней интерес: вместе ходить на прогулки и выставки, покупать игрушки, развивающие воображение. Будьте осторожны с агрессивными, жестокими изображениями, которые могут оказать негативное влияние на психику.

НЕМНОГО О СОДЕРЖАНИИ

Как ни странно, самыми травмирующими для детской психики оказываются не любовные или агрессивные сюжеты (за исключением, конечно, тяжелой порнографии или брутальных сцен с расчленениями), а «ужастики», фантастические фильмы об устрашающем будущем или сюжеты, связанные с потерями, расставаниями, одиночеством.

Тема любви для детей естественна и приятна. Они легко и с удовольствием влюбляются и задают вопросы, которые их беспокоят. Если вы сами не фиксируете внимание ребенка на эротике, не бросаетесь закрывать собой экран или выгонять безмятежного малыша из комнаты, он вполне удовлетворится вашим ответом на вопрос: «А что это дядя делает с тетей?» При этом совсем не обязательно вдаваться в анатомические подробности, достаточно объяснить на доступном ему языке, что таким образом взрослые делают друг другу приятное.

Что касается фантастики, то страх перед будущим, особенно перед вселенскими катастрофами, присуща каждому человеку. Это страх перед неизбежностью смерти и неизвестность жизни. Вызвать его у малыша, который уже немного понимает содержание фильмов, легко, а справиться с ним ребенку очень трудно. Если малыш все же умудрился увидеть испугавший его фильм, будьте внимательны к нему: возможно, ему понадобится ваша поддержка, но он не сможет сообщить об этом из-за недостатка слов и опыта.

Тема расставания, потери и одиночества очень актуальна для детей всех возрастов. Интуитивно чуткие ко всем нюансам отношений, дети удивительно доверчивы в том, что касается потери любви. Поэтому, увидев историю про отвергнутого, брошенного или потерявшегося детеныша, малыш сразу же идентифицирует себя с главным героем и потом будет долго переживать увиденное. Уверьте его, что с ним такого никогда не случится, потому что вам он очень дорог и заботиться о нем совсем не трудно.

Если задуматься над тем, что дети смотрят по телевизору, то же, что и взрослые, становится жутко. Какие представления о мире складываются в их ещё неокрепших душах? О чём они думают, глядя на кровь и растерзанные трупы в "Дорожном патруле", что испытывают во время показа бесконечных американских боевиков, где, кроме сцен насилия и секса, ничего нет.

Даже если не задумываться над нравственными проблемами влияния телевидения на детей, само долгое сидение у телевизора наносит огромный вред нравственному и психическому здоровью детей. Самое, пожалуй, страшное - воспитанная телевизором привычка воспринимать информацию бездумно, как готовую жвачку. Мелькающие на экране картинки, бесконечный поток сведений не оставляет времени для осмысления. Если школьные программы построены таким образом, чтобы ребёнок учился думать, телевидение сводит эти усилия на нет. Давно известно, ребёнок, которому дают соску, плохо потом берет материнскую грудь, потому что с соской легче. Зачем напрягаться, если тебе с экрана телевизора дают всё в готовом виде, и думать не надо.

У нас есть масса прелестных мультфильмов для детей, все, наверное, помнят изумительного "Ёжика в тумане" или русского "Винни-пуха", которого озвучивал неподражаемый Леонов, есть и художественные детские фильмы, но где они? Воинствующая пошлость американской продукции забивает всё.

Специально для детей на телевидении эфирного времени так мало, что можно сказать, его практически нет, поэтому дети во всю смотрят фильмы и передачи, вовсе для детей не предназначенные.

Я не думаю, что те, кто на телевидении определяет сетку вещания, не ведают, что творят. А если это сознательная политика оболванивания людей, если в детях целенаправленно воспитывается аморализм и жестокость, выход только один - не включайте телевизор, оградите детей от этого монстра, пожалейте их неокрепшие души.

Семёнова Т.Л., педагог социальный

Нервная система ребенка раннего возраста отличается малой выносливостью и быстрой утомляемостью. Режим - это правильное распределение времени удовлетворения основных психологических и физических потребностей ребенка.

Какие это потребности? Прежде всего потребность в приеме пищи, отдыхе (сне, бодрствовании, в процессе которого ребенок занимается разными видами деятельности в соответствии со своими возрастными возможностями). Правильно организованная жизнь ребенка способствует формированию ритмичной работы организма. А для этого необходимо воспитывать в ребенке ответственность и самостоятельность, начиная с самого раннего возраста.

Один из важных критериев самостоятельности ребенка раннего возраста это привитие навыка опрятности. Важно, чтобы взрослый чаще выражал положительное отношение ко всему чистому и опрятному. Например, показывая куклу, надо говорить, что платье у куклы не только красивое, но и чистое. Или выразить порицание, если у игрушки часть одежды неопрятна, чтобы ребенок понял, что это плохо. Во время кормления детям надо одевать нагрудники. Так же учить пользоваться детей салфетками, а после полутора лет они должны ими пользоваться самостоятельно. Перед каждым приемом пищи детям надо обязательно мыть руки с мылом, пользоваться своим полотенцем.

В начале второго года жизни у ребенка уже появляется стремление к самостоятельности. Малыш уже тянется ручками за ложкой, делает попытки зачерпнуть пищу и поднести ее ко рту. Даже если у него это не всегда получается так, как нам бы этого хотелось, следует проявлять терпение. Стремление ребенка к самостоятельности необходимо всегда поддерживать. В 1г. 2м. -1г. 3м надо давать малышу ложку, учить ею зачерпывать, затем направлять ложку в рот. К 2 годам ребенок должен уметь или хотеть кушать самостоятельно, пользоваться столовыми принадлежностями, не брать пищу из тарелки руками, пользоваться салфеткой.

Одним из важных критериев приучения ребенка к самостоятельности —хождение ребенка в туалет. Уже к полутора годам ребенок должен сообщать о возникшей потребности отправления. Если же этого не происходит, значит, были допущены ошибки (родители, либо не обращали внимания на проблему, или наоборот, переусердствовали, выработали отрицательное отношение к посещению туалета). Нельзя сердиться на ребенка за то, что он, заигравшись, пропустил нужный момент; правильнее своевременно напоминать о нем ребенку.

Формирование у ребенка той или иной привычки начинается с обучения его соответствующего навыка, воспитание у него ответственности и самостоятельности. Приобретенная привычка становится своего рода потребностью делать так, а не иначе. На основе привычек формируются черты характера. Так, воспитывая у ребенка аккуратность и трудолюбие, развиваем у ребенка привычку к порядку дома, в группе, к опрятности своего внешнего вида. Дети второго года жизни не в состоянии осмыслить многие правила и нравственные нормы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в своих поступках, и усвоив эти навыки на примере взрослых (родители, воспитатели, старшие братья или сестры и т. д.), он поступает в соответствии с ними.

Обучая ребенка тому или иному навыку, взрослый должен показать на своем примере, потому что речь ребенка в раннем возрасте еще не сформирована и визуально ребенку легче принять то, чему его обучают. При этом приучать легче всего по отдельности. В первое время надо следить, чтобы ребенок все делал правильно и тщательно. Если с самого начала он будет действовать бесконтрольно, может образоваться неправильный навык. Важно позаботиться о том, чтобы предлагаемое, было для ребенка посильным, соответствовало его возрастным возможностям и достигнутому уровню развития. Для закрепления навыка необходимо соблюдать одну и ту же последовательность выполнения всех операций, входящих в его состав. Например, для того чтобы научить ребенка одеваться, надо сказать ему, что сначала следует надеть трусы, нижнюю рубашку, колготы (носки), а потом платье (шорты), обувь. Соблюдение этой последовательности при одевании имеет и гигиеническое значение. Чем больше ребенок приобретает полезных навыков и привычек, тем более он становится ответственным и самостоятельным, и тем самым возрастает общая умелость и сама способность к обучению, поэтому необоснованное ограничение ребенка в посильном проявлении самостоятельности задерживает его развитие.

Например, воспитание у ребенка вежливости, доброжелательности, опрятности, оказывает огромное влияние пример взрослых людей, которые постоянно находятся рядом с ребенком, которые своим примером и терпением помогают ребенку стать ответственным и самостоятельным.

Семёнова Т.Л., педагог социальный  

      

Трудовое воспитаниеважное средство всестороннего развития личности ребенка.  Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитываться с самого раннего детства. Главная цель труда – в его влиянии на личность ребенка. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка. Движения становятся увереннее и точнее. Действуя, ребенок все лучше ориентируется в пространстве. Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Он развивает сообразительность, любознательность, инициативу, активное восприятие, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, тренирует память. А также труд развивает мышление – ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Труд детей в семье должен быть посильным. Вовсе не обязательно возлагать на плечи ребенка уборку всей квартиры, но попросить его обтереть пыль с подоконника вполне можно. Используйте удобный момент – интерес. Любому ребенку интересно поработать пылесосом. Много он, конечно, не наработает, а вот кое-какие навыки получит.

На первых ступенях трудовая деятельность мало устойчива, она тесно связана с играми детей. Связь между трудом и игрой важна в дошкольном возрасте – игровые образы помогают детям выполнять работу с большим интересом. За игрой ребенка проще приучить к труду.

Никогда не заставляйте ребенка насильно помогать вам. Принуждение отвращает. Тем более работа, сделанная по принуждению, не отличается качеством. Помощь должна исходить от чистого сердца. Понятно, что ребенок может не обратить внимание, на то что вам трудно и что вы были бы не против принять от него помощь. Здесь можно немного схитрить: поохать да поахать: «Ах, как я устала», «Ох, спина болит». Редко когда ребенок не сообразит, что его помощь была бы к месту.

Помните, давая поручения ребенку, необходимо доступно объяснять что, зачем, и почему делается. Ребенку необходимо знать, зачем ему выполнять те или иные задания и какой результат должен быть достигнут. Только так у ребенка сформируется представление о необходимости этих действий. Поэтому всегда нужно объяснять для чего мы трудимся. Труд ребенка не должен оставаться не замеченным со стороны взрослых. Любой труд должен быть поощрен: поблагодарите ребенка, похвалите, оцените его старания. Даже если ребенок сделал что-нибудь не так. А если он что-либо разобьет, сломает, не вздумайте ругать его, ведь ребенок хотел помочь. Труд и его результат должны сопровождаться положительными эмоциями. Постоянно у ребенка складывается положительное отношение не только к тем видам труда, которые связаны с игрой, но и к тем, которые не так интересны, но необходимы, то есть происходит осознание важности трудовой деятельности. Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания. Если сами взрослые трудятся с энтузиазмом, то и ребенок будет стремиться к этому. Когда ребенок видит, что труд для взрослых – это тяжелое бремя, то и сам будет относиться аналогично. Поэтому сами родители должны браться за любую работу с желанием, старанием и ответственностью, являясь для детей хорошим примером. Учите ребенка доводить начатую им работу до конца, не торопите и не подгоняйте ребенка, умейте ждать, пока он завершит работу сам.

Профилактика синдрома эмоционального выгорания

(для родителей детей-инвалидов)

     Родительский долг - это тяжелая работа в режиме двадцать четыре часа в сутки. Естественно, что многие родители начинают испытывать усталость, одиночество и высокий уровень стресса, однако нередко откладывают заботу о своем здоровье на второй план, заботясь в первую очередь о детях.

    Но еще тяжелее родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, которые сталкиваются с совершенно другим уровнем стресса, потому что им приходится ориентироваться не только на общие для всех родителей обязанности, такие как кормление, защита и уход за своими детьми, но и на уникальный набор проблем, связанных с особыми потребностями детей.

    По мере взросления детей, родительских забот должно становиться меньше, но только не у родителей детей-инвалидов, которым приходится решать проблемы сложных медицинских, физических, социальных и других потребностей своего ребенка на протяжении всей жизни.

    Все мы знаем, насколько важно заботиться о себе, поэтому родители детей с особыми потребностями должны находить возможность следить не только за ребенком, но и за собой, поскольку существует большая вероятность выгорания тех, кто осуществляет уход за инвалидом.

   Постоянными проблемами этих родителей являются изоляция, финансовые трудности, истощение, чувство вины и ощущение безнадежности. Со временем, если родитель не сумеет сформировать у себя необходимые психологические установки, постоянный стресс может перерасти в депрессию.

    Депрессия у родителей детей-инвалидов встречается очень часто. Необходимо учитывать, что воспитание ребенка с ограниченными возможностями сравнивается со стрессом солдат, которые участвуют в военных действиях. Неудивительно, что такие родители могут испытывать симптомы, похожие на посттравматическое стрессовое расстройство, поскольку они переносят хронический стресс и постоянно перегружены.

   Признаками родительской депрессии являются:

  • большую часть времени человек несчастлив (но по вечерам может чувствовать себя немного лучше);
  • потеря интереса к жизни;
  • появление сложностей в принятии решений;
  • им становится трудно справляться с делами, которые раньше выполнялись с легкостью;
  • физическая истощённость;
  • беспокойство и тревожность;
  • снижение аппетита и потеря, либо прибавление веса;
  • трудности с засыпанием и ранний подъем;
  • снижение либидо;
  • чувство собственной бесполезности и безнадежности;
  • избегание других людей;
  • частое ухудшение самочувствия, обычно утром;
  • раздражительность, суицидальные мысли.

   Если вы испытываете несколько этих симптомов на регулярной основе, необходимо обратиться к специалисту.

Профилактика родительского выгорания

         Если человек заметил у себя или у своих родных симптомы эмоционального выгорания, необходимо сразу начать работу по избавлению от него, пока оно не перешло в более серьезную стадию. В плане профилактики можно рекомендовать:

1. Начать больше отдыхать;

2. Научиться просить о помощи;

3. Принимать недостатки в себе и других людях;

4. Откладывать второстепенные дела;

5. Высыпаться;

6. Находить у себя внутренние ресурсы (это могут быть хобби, спорт, встречи с друзьями, сеансы массажа и т.д.);

7. Избавляться от чувства вины за собственные удовольствия;

8. Регулярно питаться и чаще гулять на свежем воздухе.

   Забота о ребенке с особыми потребностями - тяжелая работа. Хотим мы верить этому или нет, но забота о себе имеет не меньшее значение для благополучия и успеха наших детей и семьи. Вы можете даже не осознавать, что то, что вы чувствуете, - это депрессия и что вам необходима помощь. Нужно помнить, что на начальных этапах депрессия лечится легко, и просить помощи не стыдно.

Педагог социальный

Семёнова Т.Л.

Разделы сайта