Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Советы учителя-дефектолога

В коррекционной работе всегда ставится цель добиться для человека с аутизмом свободной и независимой жизни, что на практике означает научить возможно большему числу способов адекватного взаимодействия с окружающим миром.

Среди психолого-педагогических методических подходов к коррекции аутизма можно выделить две группы: основные, которые позволяют овладеть навыками общения, бытовыми, учебными, профессиональными, трудовыми и другими практическими навыками, которые необходимы в реальной жизни; использование одного из таких подходов является необходимым условием организации обучения, но этого не всегда достаточно; вспомогательные методы создают условия для реализации основных, что иногда необходимо, но никогда не бывает достаточным (кроме немногих легких случаев в сочетании с адекватными условиями воспитания и обучения, прежде всего в семье).

Среди вспомогательных методов можно встретить иппотерапию,  плавание с дельфинами, холдинг, различные методы эстето- и игротерапии и даже йогу. Использование только вспомогательных методов – одна из наиболее типичных ошибок.

Другими наиболее типичными проблемами являются:

- неудачное сочетание методов;

- неадекватный выбор основного метода.

Факторы, которые следует учитывать при выборе подхода к коррекции РАС

1. Характер структуры дефекта.

Специфика каждого из подходов такова, что на первых этапах коррекции ставятся различные задачи, роль разных сфер психической деятельности считается ведущей. Поэтому представляется разумным применять эмоционально-уровневый подход при работе с детьми, у которых на первый план выступают аффективные нарушения, особенно, если они служат основным препятствием к общению и развитию. С другой стороны,  при выраженной умственной отсталости, когда интеллектуальные нарушения играют не меньшую роль, чем эмоциональные и коммуникативные, при отсутствии у ребенка страхов контакту более логичным кажется использование поведенческих методик, которые позволяют формировать предпосылки для развития интеллекта.

2. Организационные возможности.

Важно, чтобы в наличии были специалисты, владеющие методиками работы в рамках упомянутых подходов. Это условие часто оказывается невыполнимым, однако, должно соблюдаться хотя бы в некоторой степени. Имеет значение объем предполагаемой работы – например, начинать развернутую поведенческую терапию при количестве занятий, меньшем, чем 15-20 часов индивидуальной работы в неделю, представляется неразумным. Существенную роль играет то, в каких условиях будут проходить занятия – есть ли возможность выбирать их или менять по вашему усмотрению. Работа с использованием ТЕАССН-подхода и поведенческой терапии требует определенной организации пространственной среды. Если нет возможности перемещать мебель, убирать из поля зрения ребенка лишние предметы, подбирать подходящие материалы и пособия, то от систематического применения этих подходов в своей работе лучше отказаться.

Таким образом, при выборе коррекционного подхода необходимо учитывать организационные составляющие ситуации, сложившейся в том образовательном учреждении, где вы работаете.

3. Возраст ребенка

на момент начала коррекционной работы является важным фактором, влияющим на решение о том, применение какого подхода наиболее адекватно. В первую очередь, учитывается психический возраст, определять который желательно не только при помощи тестов, но и опираясь на качественный анализ особенностей развития каждого ребенка, а также на уровень его социальной адаптации.

4. Социальная ситуация развития.

Чтобы решить, как работать с ребенком, необходимо проанализировать,  каковы реальные и потенциальные возможности его социальной адаптации.  

Основные методы коррекции РАС

Основная группа методов позволяют овладеть навыками общения, бытовыми, учебными, профессиональными, трудовыми и другими практическими навыками, которые необходимы в реальной жизни; использование одного из таких подходов является необходимым условием организации обучения, но этого не всегда достаточно;

Эмоционально-уровневый подход

Метод предполагает установление эмоционального контакта терапевта с ребенком, снятие с помощью различных конкретных методов страхов, агрессии, негативизма, стереотипий, развитие коммуникации и социального взаимодействия. Круг конкретных средств четко не обозначен, но на первом плане – игротерапия, специальные варианты психодрамы, эстетотерапия. Любые элементы директивности исключаются. Предполагается, что создание мотивации к наиболее привлекательным видам деятельности повлечет за собой развитие и всех других сторон психики. Использование таких средств,  как расписание на основе фотографий или табличек с надписями допускается, но считается не более чем вспомогательным средством.

Вопросам организации и социализации поведения достаточного внимания не уделяется. Метод направлен почти исключительно на энергетическую сторону психики и почти не затрагивает структурно-функциональных и онтогенетических моментов: восстановим мотивацию – а дальше все пойдет само собой.

На практике метод относительно эффективен при легких формах аутизма, хотя поведенческих проблем он не снимает где значительное место в клинической картине составляют невротические расстройства, но в случае более тяжелых нарушений результаты если и достигаются, то не скоро и значительно более скромные.

Прикладной анализ поведения

Методика основана на научных принципах поведения, благодаря которым можно сформировать необходимый социальный набор навыков и знаний ребенка. В этой методике основную роль играет мотивация детей и система поощрения их успеха в учебе. Желаемое поведение ребенка награждается, что побуждает его действовать в нужном ключе.

Сенсорная интеграция

Большинство людей учатся комбинировать свои чувства и ощущение собственного тела, чтобы получить представление об окружающем мире.  Дети с аутизмом сталкиваются с проблемой обучения этим навыкам.  Терапия с помощью сенсорной интеграции основывается на предположении, что ребенок либо чересчур возбужден, либо недостаточно возбужден окружающей обстановкой. Таким образом, цель сенсорной интеграции — совершенствовать способность мозга обрабатывать сенсорную информацию, таким образом, что ребенок начинает лучше коммуницировать в повседневной жизни.

Примеры сенсорной интеграции:

- Раскачивание в гамаке (ориентация в пространстве)

- Танец под музыку (слуховая система)

- Игра с коробочками, наполненными фасолью (тактильные ощущения)

- Ползание в туннелях (прикосновение и ориентация в пространстве)

- Прикосновение к раскачивающимся шарикам (зрительно-тактильная

координация)

- Вращение на стуле (баланс и зрение)

- Балансирование на перекладине (баланс)

TEACCH-программа

В случае аутизма, как и других отклонений в развитии, главной задачей комплексной коррекционной работы является возможно более полная социальная адаптация. Социализационные возможности лиц с аутизмом определяются многими факторами, основными среди которых являются:

  • тяжесть, глубина аутистических расстройств;
  • ранняя диагностика;
  • ее комплексный медико-психолого-педагогический характер;
  • адекватный и гибкий подход к выбору методов коррекционной работы, ее последовательность, продолжительность, достаточный объем;
  • единство усилий специалистов и семьи.

ТЕАССН – программы, следует направлять усилия:

1) не только на адаптацию ребенка к миру (ибо в полной мере оно невозможно), но на создание соответствующих его особенностям условий существования, на раскрытие и совершенствование внутренне присущих ему черт, на развитие невербальных форм коммуникации, на формирование простых бытовых навыков;

2) обучение речи считается целесообразным только при IQ>50% и не расценивается как обязательное, также как и обучение академическим и профессиональным навыкам;

3) в основе конкретных методик – четкое структурирование пространства и времени (через различные формы расписаний), опора на визуализацию;

4) ТЕАССН – программа практически никогда не обеспечивает достаточно высокого уровня адаптации к реальной жизни, но она позволяет довольно быстро добиться положительных устойчивых изменений в работе даже с очень тяжелыми случаями аутизма. Цель добиться возможности жить «независимо и самостоятельно» достигается, но только для особых, ограниченных или искусственно созданных условий;

5) идеальным, по ТЕАССН – программе, считается развитие и жизнь в семье, так как именно семья считается «естественной средой существования» для аутичного ребенка. Обязательным является разъяснение особенностейаутизма, в том числе и невозможности вылечить аутизм, - формирование у родителей такого менталитета, который понимает аутизм не как патологию, а как особый, но равнозначный и равноценный с нормой вариант развития; обучение родителей приемам и навыкам работы с аутичными детьми и подростками, правилам ведения необходимой документации.

6) проживание аутичного ребенка в интернате считается весьма нежелательным, но если это все же неизбежно, места для проживания и

обучения четко делятся по условиям: разные педагоги и воспитатели, разный круг воспитанников, неодинаковые принципы организации коллектива (общение в свободное время, учеба или работа);

7) в программе ТЕАССН в значительно большей степени, чем в других

программах реализуется принцип преемственности: воспитанников «ведут» от дошкольного возраста к зрелости и старости через все промежуточные этапы («с колыбели до могилы»), хотя в какой-то мере это отражает малую вероятность достижения достаточного уровня адаптации к окружающему миру.

Обучение основным реакциям

Терапия обучения основным реакциям — это концентрация на развитии у ребенка ключевых поведенческих навыков, таких как мотивация, реакция на многочисленные сигналы, самоуправление и социальная инициация. Терапия используется для обучения языковым, социальным, коммуникационным навыкам и способности к восприятию информации образовательного характера. Особое внимание также уделяется роли родителей ребенка в его адаптации/лечении.

The P.L.A.Y. Project

Программа призвана обучить родителей и специалистов осуществлять интенсивное развивающее воздействие на маленьких детей с аутизмом с целью научить их взаимодействовать с окружающим миром.

The P.L.A.Y. Project при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра следует рекомендациям:

- программа наиболее эффективна для детей в возрасте от полутора до 5 лет

- интенсивное вмешательство должно осуществляться по 25 часов в неделю

- ребенка необходимо вовлекать во взаимодействие с родителем/специалистом

- необходимо определить стратегическое направление терапии (например, развитие социальных или языковых навыков)

- родитель/специалист должен помнить, что при взаимодействии с ребенком он должен исполнять роль учителя/партнера по игре в отношении 1:1 или 1:2.

Игровое время

Подход основан на концепции развивающего вмешательства и взаимодействия с ребенком, страдающим аутизмом. В рамках программы выделяют шесть стадий развития ребенка: стадия интереса к миру, стадия привязанности, стадия двухсторонней коммуникации, стадия осознания себя и решения социальных проблем, стадия символической игры, стадия осознания эмоциональных идей и эмоционального мышления. Аутисты обычно не проходят все стадии, а останавливаются на одной из них. Задача «игрового времени» — помочь ребенку пройти через все стадии.

Вспомогательные методы коррекции РАС

Вспомогательные методы создают условия для реализации основных, что иногда необходимо, но никогда не бывает достаточным. Среди вспомогательных методов можно встретить иппотерапию, плавание с дельфинами, холдинг, различные методы эстето- и игротерапии и даже массаж и гипноз.

Метод холдинг-терапии

Внешне метод выглядит просто: мать прижимает ребенка к груди так, чтобы можно было смотреть ему в глаза. Ребенок проходит несколько стадий: конфронтации, отвержения, сопротивления, и разрешения. Мать должна успокаивать ребенка, даже когда он вырывается из рук, кусается,  плюется, царапается, гладить его по голове и говорить, как она его любит. На последней стадии сопротивление ребенка прекращается и устанавливается контакт «глаза в глаза». Однако в специальной литературе высказывается сомнение как в научной обоснованности положении о нарушении «базального доверия», так и с жестким, близким к насилию, поведением специалиста сеанса холдинг-терапии. Нежелательно также установлениесвязи насилие-обучение. Эмоционального контакта можно добиться и другим, более "мирным" путем. Холдинг-терапия – не панацея, но у этого метода есть свои сторонники и свои противники. Выбор остается за родителями.

Массаж

Сеансы массажа часто используются в качестве дополнения к основному курсу терапии. Ключевым моментов в применении массажа является постепенное привыкание пациента к процедурам. В отдельных случаях массаж начинался с коротких сеансов по несколько секунд, и требовалось более полугода для того, чтобы пациент давал согласие на регулярные длительные процедуры. В результате регулярных сеансов массажа у пациентов постепенно проявлялась повышенная допустимость прикосновений, даже в том случае, если изначально реакция была крайне негативной.

За все время не было написано ни одного серьезного научного исследования, доказывающего, что эффект сравним с другими видами лечения этой болезни.

Социальные истории

Истории, описывающие социальные ситуации, включая детальные описания важных факторов и примеры уместных для ситуации реакций. Социальные истории являются индивидуальными и соответствуют потребностям ученика, обычно они очень короткие, включают картинки и другие визуальные подсказки.

Визуальная поддержка

Визуальные материалы, которые помогают демонстрировать желательное поведение или навыки самостоятельно и без подсказок. Примеры визуальной поддержки включают изображения, письменную речь, предметы, модификации окружающей среды и визуальных границ, визуальные расписания, карты, ярлыки, системы организации и временные шкалы.   

Музыкальная терапия

Эксперты отмечают такие положительные результаты:

- развитие коммуникативных навыков

- мотивация к взаимодействию

- развитие творческих навыков и потребности в самовыражении

- улучшение памяти и концентрации

Терапия начинается со знакомства пациента с инструментом.  Инструктор все время находится на виду у больного, чтобы он ассоциировал необычные звуки с инструментом. Затем пациент пробует самостоятельно извлекать звуки или подражать им голосом. Лечение также может проходить в форме танца.

Пет-терапия (лечение с помощью животных)

Терапия направлена на развитие коммуникативных навыков пациента. Доказано, что тесное взаимодействие с животными снижает частоту вспышек насилия у больных, а также избавляет от головных болей и бессонницы.  Чаще всего пет-терапию проводят с собаками и лошадьми, однако встречаются случаи использования в лечении кошек и дельфинов. Практика лечения аутизма с помощью дельфинов не так распространена, но признана не менее эффективной. При общении с дельфином дети развивают концентрацию и коммуникативные способности.

Козлова М.В., учитель-дефектолог

Диагноз «аутизм» – огромный удар для родителей. Но нужно знать, что есть большая вероятность, что такой  малыш полностью адаптируется к   социуму (если у ребенка сохранен интеллект).  Большинство детей,  которые   прошли реабилитацию, живут полноценной жизнью. Но чтобы достичь таких успехов, с каждым малышом  должны    заниматься коррекционные педагоги, а  роди-тели  должны приложить максимум усилий дома.  Главное — не  замыкаться вокруг  своего ребенка,  не избегать   друзей, путешествий с ребенком — не становиться  аутичной семьей.   Ребенка  нужно  активно   вводить  в  социум. Кроме того, нужно ставить реальные задачи. Безусловно, каждому родителю хочется, чтобы его ребенок-аутист пошел   в обычную школу, но нужно ставить перед  собой   цели на ближайшее будущее.   Если вам  сейчас  нужно, чтобы ребенок сам ел или ходил на горшок, самостоятельно одевался или раздевался — занимайтесь именно этим:

Запаситесь терпением

Нужно понять, что такому ребенку очень сложно жить в нашем мире и ему нужно намного больше внимания, чем обычному ребенку.

Показывайте разницу

Например, в той же песочнице, покажите, что сухой песок не лепится, а из мокрого – прекрасно получаются пирожки.

Будьте последовательны

Если педагог устанавливает для ребенка определенные правила, четко придерживайтесь их и дома. Например, чтобы остановить ребенка, хлопните в ладоши или возьмите за руку. Этого должны придерживаться все домочадцы.

Учите подражать

К сожалению, у аутистов нарушен элемент подражания, поэтому им сложно играть в куклы, варить кашку, делать пирожки и смириться, что, кроме них, в песочнице есть другие дети. Но гулять с аутистом отдельно – ошибка. Нужно медленно, но уверенно учить его подражать. Например, делая пирожки, уделите каждому этапу день-два. Сегодня – набираем песок в форму (а не высыпаем на голову другому ребенку!), завтра – переворачиваем ее и т.д.

Занимайтесь спортом

Лечебная физкультура способствует развитию мозга и координации движений. Дома вы можете практиковать с малышом различные прыжки: на одной ножке, на скакалке, спрыгивание с бревна. Также можно лазать по лесенкам, приседать, кружиться. Это не только укрепляет здоровье, но и дает понимание понятий право - лево, верх-низ.

Научитесь отказывать

Приучайте ребенка к словам «нет», «нельзя». Иначе малыш не поймет, что некоторые его поступки причинят боль – он будет толкать детей на площадке или бить маму и т.д.

Соблюдайте ритуалы

Например, приучая ребенка к горшку, нужно высаживать его всегда в одно и то же время, вместе с ним выливать содержимое в унитаз, мыть руки, вытирать исключительно его полотенцем.

Также проигрывайте каждую игру

Проигрывать каждую игру нужно несколько раз, сопровождая каждое действие комментариями, чтобы ребенок понял правила, и чтобы игра превратилась в ритуал.

Играйте в контактные игры

«Ладушки», «ку-ку», «зайчик» – такие примитивные развлечения помогают  развивать тактильные навыки.

Не балуйте малыша!

Дети-аутисты великолепные манипуляторы, а вседозволенность мешает им развиваться. Поэтому старайтесь не выполнять всю работу за них.

Козлова М.В., учитель-дефектолог

Следуйте за ребенком

Попробуйте следовать за ребенком и тем, что ему интересно, а не руководить им. Если вы позволите ребенку самому выбирать занятие и материалы для него, то он скорее будет обращать внимание на вас и на то, что вы делаете.

Говорите на том же уровне развития речи или на один уровень выше, чем уровень речи ребенка

Если ребенок только начинает говорить, старайтесь общаться с ним с помощью одиночных слов, а не предложений. Например, называйте его любимую игрушку, и повторите это название, когда ребенок тянется к ней.

Затем постепенно расширяйте свою речь в зависимости от речи ребенка. Например, если ребенок может сказать одно слово, расширяйте это слово до простой фразы. Если ребенок говорит «машина», вы можете ответить «да, синяя машина». Таким образом, усложнение информации, которую должен воспринимать на слух ребенок, происходит очень постепенно.

«Забронируйте» время на развитие коммуникации с ребенком каждый день

Когда коммуникация человека ограничена, то возникает соблазн просто делать все за него. Например, принести ему ботинки, завязать шнурки, дать печенье. В результате, из жизни ребенка исчезают ситуации, в которых он мог бы отрабатывать коммуникативные навыки.

Бывает сложно решить, в какой степени нужно что-то делать за ребенка. Подумайте о повседневных событиях в жизни ребенка и добавьте к каждому из них всего лишь несколько дополнительных минут. Подумайте, что происходит в эти моменты, и что ребенок мог бы сказать во время этих событий.

Например, вместо того, чтобы бросаться помогать ребенку, подскажите ему попросить вас о помощи, например, сказать «помоги». Подождите, если он молчит, подскажите второй раз, и только после этого помогайте ему.

Будьте лицом к лицу с ребенком

Старайтесь находиться лицом к лицу с ребенком во время коммуникации, чтобы у вас всегда была возможность оценить его уровень заинтересованности. Также в этом случае ребенок всегда сможет заметить выражения лица, которые сопровождают вашу речь. Однако помните, что некоторым детям сложно воспринимать зрительную информацию и речь одновременно. Постепенно ребенок привыкнет к играм и взаимодействию с вами, так что он начнет ожидать вашего присутствия и искать вас, если вы не находитесь рядом.

Имитируйте действия ребенка

Имитируйте действия и слова ребенка. Например, если он стучит ложкой по столу, вы можете попробовать делать то же самое. В этом случае ребенок скорее обратит на вас внимание. Вы также можете имитировать сенсорное поведение ребенка, например, потрясти кистями рук.

Когда ребенок заметит, что вы имитируете его действия, он может попробовать повторять действия за вами. В этот момент вы можете расширить это действие и добавить к нему что-то новое, например, попробуйте не только стучать ложкой, но и «покормить» из нее игрушку.

Попробуйте сопровождать свою речь жестами и визуальной поддержкой

Когда говорите с ребенком, попробуйте использовать дополнительный метод коммуникации одновременно со словами. Например, когда предлагаете ребенку попить, сложите руку так, как будто держите стакан и поднесите руку ко рту, изображая питье. Подчеркнуто кивайте или мотайте головой, когда говорите «да» и «нет». Машите рукой, когда говорите «привет» и «пока».

Также попробуйте указывать на предметы или изображения, когда говорите с ребенком. Например, когда говорите «к нам придет бабушка», указывайте на фотографию бабушки.

Используйте различные методы визуальной поддержки (расписания из предметов или изображений, рисунки, карточки-подсказки), чтобы ребенку было проще понять, о чем вы говорите..

Используйте песни и ролевые игры

Пойте вместе с ребенком его любимые песни, делайте при этом паузы, чтобы посмотреть, будет ли он продолжать песню за вами. Возможно, при этом вам нужно будет подсказывать ребенку, подавая нужную ноту. Постепенно учите ребенка петь по очереди с вами.

Для моделирования социальных ситуаций используйте игры по ролям, в том числе с помощью игрушек или другого человека. В ролевой игре показывайте ребенку, что произойдет или чего следует избегать.

Поощряйте ребенка за коммуникацию

Награждайте ребенка за любые попытки понять или сообщить вам что-то. Таким образом вы повысите вероятность того, что ребенок попробует снова. Хвалите его и объясняйте, чего он добился, чтобы для ребенка появилась связь между вашими словами и определенными действиями с его стороны.

Предоставляйте ребенку причины для коммуникации

Вы можете искусственно создавать в жизни ребенка ситуации, в которых у него будут возможности для коммуникации и взаимодействия с другими людьми.

Поощряйте просьбы

Убирайте любимые игрушки или еду так, чтобы ребенок мог их видеть, но не мог их достать сам, например, на верхнюю полку. Или положите важный для ребенка предмет в прозрачный контейнер, который трудно открыть, например, стеклянную банку с крышкой. Подсказывайте ребенку, как он может попросить у вас эти предметы, если у него возникают с этим затруднения. Таким образом, он чаще будет обращаться к вам и будет больше взаимодействовать с вами.

Предложите игрушку или игру, которыми сложно управлять

Есть игрушки и игры, которые не могут включить дети, либо ими нельзя управлять в одиночку. Предложите такую игрушку ребенку, дайте ему время, чтобы разобраться. Если ребенок начнет проявлять недовольство, подскажите ему, как попросить вас о помощи.

Найдите увлекательное занятие, в котором есть возможность для коммуникации

Есть занятия, которые хорошо подходят для взаимодействия двух людей, например, воздушные шарики или мыльные пузыри. Вы можете надуть шарик и запустить его в воздух. Затем надуть следующий шарик лишь частично и подождать, подсказывая при необходимости, просьбу ребенка надуть шарик полностью. То же самое можно сделать с пузырями. Если они нравятся ребенку, то выдуйте пузыри в его сторону. Убедившись, что вы привлекли его внимание, закройте контейнер, и подскажите ему попросить «пузыри».

Давайте ему то, что он хочет, не сразу, а постепенно

Если желанный предмет можно разделить на части, то следует это сделать, чтобы у ребенка была возможность обратиться к вам несколько раз, а не один. Например, если ребенок попросил булочку, ее можно разломать на маленькие кусочки и давать только по одному кусочку в ответ на каждую новую просьбу.

Позвольте ребенку решить, когда можно завершить занятие

Во время игры или любого совместного занятия продолжайте его, предоставляя ребенку возможность сообщить, что с него достаточно. Следите за тем, когда ребенок начнет морщиться или пытаться оттолкнуть предметы. Если он не пользуется речью, чтобы показать, что он закончил, сопровождайте его невербальные сигналы словами, например, «хватит» или «все».

Даже если вам не удастся заинтересовать ребенка каким-то совместным занятием, вы все равно можете найти возможности для коммуникации и общения.

Например, если ребенок выстраивает машинки в ряд, вы можете присоединиться к нему и подавать ему машинки. Таким образом, ребенок включает вас в то, что он делает. Если ему интересно просто бросать кубики на пол, вы можете собрать их в корзину, а потом давать их ребенку, чтобы у вас появился повод для взаимодействия и коммуникации.

Ребенок постепенно будет учиться тому, что общение с другим человеком может быть источником веселья.

Обучайте ребенка альтернативной или дополнительной системе коммуникации

Альтернативная коммуникация — это любая форма языка помимо устной речи, которая помогает человеку в социальных ситуациях.

Аутичные дети, не владеющие устной речью, часто проявляют самый высокий уровень проблемного поведения, потому что у них нет иного способа выразить свои потребности и чувства. Альтернативная коммуникация может позволить им сообщать о своих желаниях, также ее применение повышает вероятность того, что ребенок начнет использовать устную речь.

Есть разные виды альтернативной и вспомогательной коммуникации, которая применяется при аутизме. При выборе системы коммуникации важно учитывать двигательные, познавательные, коммуникативные навыки, а также стиль обучения и уровень грамотности ребенка..

Примеры систем альтернативной или вспомогательной коммуникации:

— Система коммуникации с помощью обмена изображениями (PECS). Это система обучения ребенка инициативной коммуникации с помощью картинок, которые он использует для просьб и комментирования.

— Жесты, например, русский жестовый язык (РЖЯ), Макатон и тому подобные системы. Символические жесты также используются в подходе «тотальной коммуникации», когда окружающие ребенка люди сопровождают свои слова жестами и изображениями.

— Коммуникативные доски и папки, в которых ребенок указывает на фотографии, картинки или напечатанные слова.

— Карточки-подсказки для коммуникации. Это метод вспомогательной коммуникации для людей, которые могут говорить устно, но им нужны «шпаргалки», чтобы помнить, что сказать. Также такие карточки используются как замена речи, если человеку сейчас трудно говорить, например, в стрессовой ситуации.

— Разговорные книги, то есть тетради с текстом, изображениями или фотографиями для поддержания диалога с другими людьми.

— Коммуникативные устройства с синтезатором речи, например, приложения для планшета или мобильного телефона, в которых человек может нажимать на изображения или символы, а устройство озвучивает слова и фразы, которые связаны с ними. Такие устройства часто являются оптимальным решением для детей более старшего возраста и взрослых, но человеку понадобится систематическое обучение, чтобы понять, как пользоваться этой системой.

Козлова М.В., учитель-дефектолог

Уважаемые родители!  Играя  с детьми дома, вы можете решать сразу несколько задач: развивать общение с детьми, развивать речь, мелкую моторику рук, зрительно-моторную координицию, зрительное восприятие, мышление.

Скорее всего, у ребенка не возникнет интереса к игре, если вы ее специально не организуете. Поэтому стремитесь к тому, чтобы любое действие обыгрывалось. Придумайте какой-нибудь интересный сюжет. Например, перед ребёнком не просто гремящие коробочки, а там спрятаны зернышки, которыми надо накормить проголодавшихся курочек. Курочек можно нарисовать или найти соответствующие игрушки. Пустые коробочки можно не просто откладывать в сторону, а выбрасывать их в воображаемое «мусорное ведро». Позвольте ребенку самому найти решение. Каждая игра носит обучающий характер и служит достижению какой-то определенной цели. Чтобы эта цель была достигнута, и занятие прошло с пользой, дайте ребенку максимальную самостоятельность. Не выполняйте задание за него, пусть он сам придет к правильному решению.

Не затягивайте игру. В тот момент, когда вы замечаете, что внимание и интерес ребёнка начинает угасать, скажите ему, что он хорошо позанимался и сегодня просто молодец, а вы намерены убрать игрушку. Таким образом, игра не надоест ребенку, с ней не будет связано негативных эмоций.  В игре вызывайте ребёнка на разговор, чтобы он называл свои действия и признаки предметов, с которыми вы играете.

«Прищепки»

Прикрепите прищепки к картонному кругу, чтобы получилось «солнце», «цветок». Можно оформить игрушку в виде ежика, у которого прищепки играют роль иголок. Предложите ребенку снять прищепки, а затем прикрепить обратно. Для детей старшего дошкольного возраста можно наклеить на картон цифры из настенного календаря и предложить ребёнку прикреплять столько прищепок, какая цифра на картоне.  Игра развивает мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию.

«Пуговицы»

Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать. Складывайте пуговицы в стопочки (башенки). Соревнуйтесь с ребенком, чья стопочка будет выше. Положите на стол множество разнообразных пуговиц. Попросите ребенка выбрать все красные; все маленькие; пуговицы с двумя дырочками и т. п. Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью, например красная-белая- красная-белая. Предложите ребенку продолжить. Игра развивает зрительное внимание, зрительное восприятие, мышление, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику.

«Сравни картинки»

Все дети любят искать различия на двух, казалось бы, одинаковых изображениях. Эта забава хорошо развивает зрительное внимание, способствует развитию зрительных мышц, а также развивает зрительные функции.

«Раскрась вторую половинку»

Раскрасок на любой вкус и цвет сейчас тоже большое множество. Если вы хотите развить зрительное внимание, зрительно-моторную координацию ребёнка, приготовьте несколько наполовину раскрашенных картинок. Малыш должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина.Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д.).

«Куда ведёт дорожка?»

 

 Нарисуйте несколько животных и домики для них. От каждого животного до домика прочертите витиеватые дорожки разных цветов. Пусть ребёнок проследит глазками по дорожке, у кого какой домик, не проводя пальцем по линиям. Если это сложно, то сначала можно использовать пальчик или карандаш, но со временем уберите его. Это упражнение развивает прослеживающую функцию глаз, развивает зрительное внимание.

«Считалка»

На большом листе бумаги в хаотичном порядке напишите цифры от 1 до 10.  Попросите ребёнка найти все цифры по порядку. Для усложнения задания цифры можно рисовать разными цветами и разного размера. Упражнение развивает зрительное внимание, а также тренирует глазные мышцы.

«Что изменилось?»

Есть несколько вариантов этой игры. Самый известный таков. Разложите на столе 5 или более мелких предметов. Дайте ребёнку 30 секунд на запоминание предметов и их положения на столе. Затем пусть ребёнок отвернётся или закроет глаза. А вы тем временем произведите какие-нибудь изменения: поменяйте предметы местами, уберите один предмет, поставьте ранее не стоявший, поставьте такой же предмет другого цвета и т.д. Задача ребёнка – определить, что изменилось в композиции. Усложнять это упражнение можно, производя больше изменений или попросив определить, что изменилось на ощупь (стол с разложенными предметами накрыть полотенцем). Упражнение способствует развитию зрительной памяти и внимания.

«Разрезные картинки»

Простые картинки, без лишних деталей, разрезанные на 2,4,6 частей, которые нужно ребенку собрать, ориентируясь на образец, способствуют развитию зрительного внимания, памяти, зрительно-моторной координации, способности к анализу и синтезу.

Данные игры многофункциональны. Они используются, начиная с раннего возраста и до старшего дошкольного возраста, постепенно усложняются как задачи, так и подбор материала и пособий.

Елена Иванова

учитель-дефектолог

Современный мир насыщен информацией и существенно отличается от того, который был 20 лет назад. Накопление знаний человечеством - это результат постоянного осознания человеком окружающей действительности. Современным детям известно, что такое "пазлы", "скейт", "компьютер", "диск" и т. п. Барби, Робокопы, герои звездных войн, покемоны и прочие потеснили героев Н. Носова, Житкова, С. Михалкова и других детских писателей.

Взрослым очень непросто: у них нет опыта воспитания детей такой предметной среде потому, что они сами воспитывались в других условиях. И нередко "старые" приемы воспитания не срабатывают нужно "изобретать" новые.  Значит, взрослым для сохранения равновесия тоже приходится развиваться в предметном мире ребенка, чтобы взаимодействовать с ним. Но ребенок гибче быстрее приспосабливается.

Предметный мир многообразен: это и собственно предметы вещи, и отношения, взаимодействия. Предметный мир, окружающая среда - это то, что влияет на развитие речи, интеллекта, на физическое развитие, обеспечивает усвоение культуры, правил общения, норм взаимодействия, развивает эмоциональную сферу, формирует привязанности.

Семья - это тоже среда. Мы часто не отдаем себе отчета в том сколько вокруг ребенка складывается обучающих ситуаций: как разговариваем в магазине, по телефону, с подругой, как реагируем на болезнь ребенка, на успехи, на чью-то радость и т.п.

И каждый взрослый для посторонних ему детей (на улице, в транспорте, в гостях и т.д.) - тоже предметная развивающая среда. Что могут дети от нас услышать, когда мы снижаем самоконтроль и самокритику? Девочка подходит к гостье и лижет ее платье. На удивленный вопрос женщины четырехлетняя кроха отвечает: "А мама сказала, что у тебя платье безвкусное". Окружающая среда не безлика, а вполне конкретна. И каждый из нас несет свою долю ответственности за происходящее.

Предметный мир становится обучающим только через взаимодействие. Поэтому задача взрослых - увидеть и подать, преподнести, раскрыть ребенку окружающий мир и научить смотреть, познавать, изучать. Для детей 2-5 лет слово выступает как предмет, они играют словами, как конструктором ("черпалки", "льзя" и многое другое именно поэтому и появляются на свет). Иные родители ограничиваются покупкой уймы игрушек и игр, думая, что этим обеспечили развитие ребенка. Предметный мир должен быть разнообразным, но не перегруженным. А главное - развивающим.

Ребенок должен попробовать свои силы и способности в разных видах деятельности: в пении, танце, рисовании, лепке, игре на каком-либо инструменте, заняться понравившимся видом спорта и т.д. Он должен убирать за собой игрушки, играть, осваивая роли и профессии, чтобы развивать заложенные задатки и способности. Дети с нарушенным развитием в этом отношении нуждаются в повышенном внимании и в большем терпении. И для такого ребенка надо обязательно найти область, компенсирующую на успехи: пусть медленно соображает, зато быстрее всех бегает, пусть медлительный, зато очень аккуратный и добрый и т.п.

Итак, с одной стороны, родители открывают ребенку мир предметов и отношений, рассказывают о их назначении и смыслах, учат правильному обращению. С другой стороны - дети обращают внимание на такие явления, которых не было в мире детства родителей. И родители тоже должны развиваться, учиться, чтобы сохранить ведущие позиции в воспитании ребенка, быть для него интересными личностями.

Елена Иванова

учитель-дефектолог

Разделы сайта