Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Рэкамендацыі педагога-псіхолага

Когда ваш кроха еще совсем маленький, то самый лучший способ для определения право- или леворукости – это наблюдение. Когда ваш малыш кушает, рисует, играет и так далее, смотрите, какой рукой он выполняет эти действия.

Когда ваш ребенок станет немного постарше, то с ним можно выполнить несколько заданий в игровой форме, которые и позволят окончательно определить доминирующую руку у малыша.

• Игра в мяч. Мяч можно заменить мягкой игрушкой или другим легким предметом.

• Возьмите два шнурка средней толщины и не туго их завяжите. Попросите малыша, чтобы он их развязал.

• Возьмите несколько спичечных коробков, уберите из них спички и в каждый коробок положите по разному предмету: монетку, бусинку, конфетку и другие. Называйте малышу предмет, который он должен найти, открывая каждую коробочку.

• Возьмите небольшую бутылочку или баночку с закручивающейся крышечкой и попросите малыша ее открыть. Крышка должна быть закручена лишь слегка, чтобы малыш не прикладывал усилия при открывании.

• Постройте дом из брусков конструктора.

• Попросите малыша собрать разбросанные игрушки и другие вещи.

В то время, как ваш малыш выполняет эти задания, наблюдайте, какой рукой он больше работает, то есть какой собирает игрушки, открывает крышки, кидает мяч и так далее. Но для того, чтобы точно определить доминирующую руку, выполнить один раз эти задания недостаточно.

Необходимо ли переучивать ребенка-левшу?

        Ни в коем случае заниматься этим нельзя, ведь тем самым вы пытаетесь обмануть природу – а делать это бесполезно и крайне не рекомендуется, иначе последствия для малыша могут быть очень печальными. Если вы станете переучивать леворукого ребенка, то это значит, что вы пытаетесь перестроить и изменить работу его головного мозга.

При переучивании психика малыша становится все более неустойчивой, и чем настойчивее вы это будете делать, тем нервознее будет становиться ребенок. Кроме этого, переучивание левши грозит неуспеваемостью в школе, отставанием в физическом развитии, нарушением речи и мыслительных процессов. У переученных леворуких детей нарушается сон и аппетит, возможен энурез – недержание мочи, заикание, проблемы с пищеварительной системой и другие весьма неприятные последствия. Таким образом, на вопрос, переучивать ребенка-левшу или нет, можно дать однозначный ответ, что нет, этого делать ни в коем случае нельзя. Потому что тем самым меняется не просто перекладывание ложки, ручки и других предметов из левой руки в правую, а работа полушарий головного мозга. Если ваш леворукий ребенок пришел в первый класс, и вы замечаете, что педагог ему снижает оценки за каллиграфию при письме, то это неправомерно. Подобная ситуация оговаривается в методических рекомендациях Министерства здравоохранения от 1985 года, которые до настоящего времени никто не отменял. В этом же документе говорится о запрете в переучивании леворуких детей и снижении требований при оценке каллиграфии почерка ребенка-левши. Согласно данным методическим рекомендациям, у леворуких школьников допускается вертикальное написание букв и их наклон влево.

Таким образом, именно от родителей во многом зависит по какому пути пойдет развитие леворукого ребенка: он будет нормально развиваться с леворукостью или станет переученным праворуким невротиком, с комплексами, заболеваниями и с психическими расстройствами.

 Советы родителям ребенка-левши

1. Не переучивайте левшу сами и не давайте это делать другим. Перед тем, как ваш ребенок пойдет в первый класс, поговорите с учителем, чтобы он был в курсе и помогал вам в воспитании и обучении ребенка-левши.

2. Если ваш ребенок чрезмерно эмоционален и в чем-то неаккуратен, то не кричите и не наказывайте его за это. Помните, что в этом виноват не он сам, а особенность его головного мозга, вследствие которой, он, например, может расплакаться и эмоционального переживать за героев мультфильма.

3. Левши – творческие дети и их фантазия просто безгранично. Не смейтесь над его небылицами, которые он может рассказывать вам взахлеб. Например, что ночью он был на Марсе, на прогулке в детском саду виделся с загадочным животным и так далее.

4. Помните, левша мыслит и запоминает образами, поэтому во время обучения для лучшего запоминания используйте картинки и другие наглядные пособия.

5. Ребенка-левшу не рекомендуется отдавать в кружки и другие детские объединения, где большое количество детей. Это связано с тем, что леворукие дети с трудом подчиняются жестким правилам.

6. Как можно раньше научите ребенка-левшу правильно держать ручку – так, как это необходимо именно леворукому ребенку. Воспользуйтесь специальными прописями для левшей.

7. Не перегружайте ребенка домашними делами и занятиями, но при этом следите, чтобы он не болтался просто так. Ребенок-левша очень ранимый и чувствительный, старайтесь не кричать и не наказывать его, выберите другую тактику воспитания, способную привести к желаемому результату. Если вам это затруднительно, не бойтесь обращаться к детским психологам за помощью и консультацией.

Ковалёва Н.П., педагог-психолог

Период от 1 года до 3 лет называется ранний возраст. Это время психологического отделения от матери, которое проходи в 3 периода.

От 1 года до полутора лет. Ребенок, начавший ходить и говорить, становится более самостоятельным, в этом возрасте он – исследователь. Он лезет всюду, набивает себе шишки, и его не удержать.

От полутора до 2 лет. Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках. Вы уже четко прослеживаете проявления его характера.

От 2 до 3 лет – период активного умственного развития ребенка.

Начиная с перинатального периода у ребенка активно развивается правое полушарие головного мозга. Оно отвечает за считывание эмоции, эстетическое восприятие, поэтому дети тонко чувствуют настроения родителей, любят всё яркое и имеют бурную фантазию. Подгоняя его развитие, мы как бы закрываем возможности развития левого полушария и не даем ребенку реализовать возможности развития своего эмоционального интеллекта. Ребенок, который начал читать в три года по любой из множества различных существующих ныне методик, может в будущем с трудом разбираться в своих и чужих эмоциях, не испытывать большого удовольствия от похода на концерт или в картинную галерею, не мечтать. А что такое мечта для взрослого человека? Это основа целеполагания.

Ребенок постоянно манипулирует предметами и игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними. В конце раннего возраста появляется игра с сюжетом, когда малыш придумывает истории и проигрывает их. Для развития игры важно появление символических действий.

Новообразования раннего возраста: отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми.

В это время запоминаются обобщенные образы мужчины и женщины как таковых и их различие между собой, формируется способность любить и образцы эмоциональных программ, любящих мужчины и женщины.

Уяснение ребенком принадлежности к конкретному полу происходит на 2-3 году жизни, и наличие отца при этом крайне важно. Для мальчиков потеря отца после 4 лет мало сказывается на усвоении социальных ролей. Последствия отсутствия отца у девочек начинают сказываться в подростковом возрасте, когда у многих из них возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с представителями другого пола.

Малыши все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать их физическую близость. Предпочтение отдается родителю противоположного пола. Важен тактильный контакт. Ребенок осваивает язык ощущений. Если потребность не удовлетворена, человек может остаться тактильно бесчувствен.

В этот период ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания ребенка неустойчивы и быстро меняются, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой, выбрать ребенок еще не может.

Малыш, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Эгоцентризм в этом возрасте – это  норма. Он еще не умеет сопереживать, ребенку характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с его желаниями. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно предложить заняться с ним чем-то интересным, и ребенок  мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом. Развитие эмоциональной сферы малыша тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Узнавание себя в зеркале – простейшая, первичная форма самосознания появляется к 2 годам. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития.

В голове у вашего ребенка уже присутствует некая модель мира. И совершенствовать ее ему предстоит всю жизнь; в соответствии с этой моделью строится поведение ребенка, а впоследствии и весь образ жизни. Закладывая в ребенка знания, воспитывая его, вы обогащаете его представления о мире и тем самым очень облегчаете малышу жизнь. Его время дорого; взрослый человек не способен обретать столько знаний за единицу времени, сколько может ребенок. Поэтому поменьше ограничивайте малыша, дайте ему возможность исследовать мир.

Ковалёва Н.П., педагог-психолог

Как похвалить ребенка, чтобы принести ему пользу, а не вред? Многие специалисты считают, что правильное одобрение сродни искусству. Но этому можно научиться!

Чаще благодарите

Благодарность близка к похвале, но при этом у неё больше форм для выражения, не только словесных. Например, сказать “спасибо” можно улыбкой и кивком головы.

Хвалите за конкретные дела

Одобрение должно быть за старания и реальный результат, поэтому не хвалите детей за всё подряд. Так вы не научите ребят критически относиться к своим усилиям и оценивать их.

Ребёнок должен понимать, за что получает положительный отклик, поэтому старайтесь говорить конкретнее (“У тебя сегодня получился отличный рисунок”, “Ты все задачи решил верно”), а не обобщённо (“Молодец!” или “Супер! Очень красиво!”).

Используйте безоценочные высказывания

Хвалите за конкретный результат, озвучивая его, а не самого ребёнка. Старайтесь избегать оценочных фраз: “Ты лучше всех”, “Ты самый умный!”, “Ты молодец”.

Лучше говорите, что видите: “Как аккуратно ты раскрасил рисунок!”, “Ух ты, как быстро ты надела футболку!”, “Ты верно собрал пазл” и т.д. Так вы показываете, что заметили старания малыша, но не оцениваете его самого. Говорите о своих эмоциях, поддерживая старания ребёнка: “Я так рада, что ты справился с этой задачей!”, “Мне приятно, что ты сам убрал свои игрушки”. 

Разделяйте критику и похвалу

“Ты вымыл посуду, но почему не вынес мусор?” - часто похвала заканчивается упрёком. Как вы думаете, захочет ли сын в следующий раз заниматься домашними делами? Ведь он не получил вашего одобрения и в этой фразе слышит только недовольство собой. Так что либо хвалите, либо критикуйте, не смешивая свои реакции в одно целое.

Будьте искренними

Дети легко считывают наигранность, поэтому “фальшивая” похвала не принесёт пользы и может отразиться на ваших отношениях. Представьте себе картину: вы приходите с работы уставшие, вам хочется отдохнуть и расслабиться. Прибегает ребёнок, желая поделиться своими успехами, показать рисунок или проект. Но вместо желаемого одобрения получает стандартные “Молодец” или “Умница”, сказанные на автомате, без эмоций. Знакомо?

Такое поведение может обидеть малыша или подростка. Поэтому будьте честны с детьми. Если не можете разделить с ними радость сразу, скажите, что обязательно посмотрите все работы чуть позже, когда немного отдохнёте. А потом обязательно выполните обещание!

Не сравнивайте ребёнка с другими детьми

К сожалению, взрослые совершают такие промахи довольно часто. Похвала-сравнение вызывает у ребёнка недовольство собой и желание превзойти Машу или Колю. То есть чадом движет стремление опередить конкурентов, а не вырасти самому.

Лучше сравнивать действия сына или дочери в разное время, например, “А сегодня тебе удалось решить задачу быстрее!”, “Сегодня ты уже справилась без нашей помощи, я так этому рада!”. Так вы будете мотивировать детей на старания и оттачивать своё мастерство.

Что может обесценить похвалу

Давайте поговорим о “неправильной” похвале, которая не приносит пользы, а лишь вредит, занижая самооценку и плодя психологические комплексы.

Фальшивая похвала

Её взрослые или сверстники говорят с улыбкой, желая казаться искренними. Лживость довольно быстро считывается детьми и оставляет неприятный осадок.

Похвала-лесть

Многие родители часто преувеличивают или выдумывают достижения своих малышей, желая показаться значимыми перед знакомыми. Не совершайте таких ошибок, особенно в присутствии детей. Своей ложью и добавлением несуществующих фактов вы показываете детям дурной пример.

Похвала с упрёком

Это одобрение и порицание в одной фразе, например: “Вот сегодня ты постарался, не то что в прошлый раз!”. Так вы поднимаете самооценку и тут же обижаете малыша. Следите за своей речью и постарайтесь разделять похвалу и критику.

Похвала “зато”

Ещё один вид ошибочного и обесценивающего одобрения. Многие слышали его в детстве от взрослых, желающих подбодрить и перенаправить внимание ребёнка с неудачи. “Ты хоть не такой сильный, зато умный!”, “Ты не такая красивая, зато смелая и добрая”, “Ты не можешь петь, зато красиво рисуешь!” и т.д. В этом послании дети слышат лишь первую часть и видят исключительно свои недостатки. Такая похвала обесценивается, а психологический барьер “зато” сохраняется на долгие годы.

Отсутствие похвалы

Некоторые родители считают, что похвала не приносит пользы. Ведь так ребёнок зазнается и перестанет быть послушным и примерным. Это неверная мысль. Правильное положительное подкрепление всегда стимулирует! Полное отсутствие похвалы приводит к тому, что малыш вообще не желает чем-либо заниматься.

Как часто нужно хвалить ребёнка

Хвалить детей можно часто, но правильно! Давайте положительный отклик на каждый реальный результат или достижение ребёнка, а также в те моменты, когда он в этом нуждается и просит вашей поддержки.

Одинаково сложно выражать своё одобрение родителям, которые не привыкли хвалить, и тем взрослым, которые делали это неверно. Ведь отныне придётся следить за каждой своей репликой. Да, сначала будет нелегко, но если есть стремление, все трудности можно преодолеть. Тем более награда будет высока - здоровая, адекватная самооценка детей и их мотивация к дальнейшим свершениям.

Как найти баланс критики и похвалы

В общении с детьми мы не только хвалим их, но и неизбежно критикуем. Каждый вид эмоционального отклика важен и необходим. Но как найти баланс между ними?

Давайте сначала вспомним, что такое критика? Это оценка, которая может быть деструктивной и конструктивной. Первая говорит, где плохо, а вторая - как это изменить и улучшить. Ребёнок неверно решил задачу? Вы не просто говорите, что он ошибся, а проговариваете вместе правило и показываете, как исправить.

Такая критика нужна человеку, чтобы научиться работать над ошибками и развиваться дальше, преодолевая трудности. Она помогает осознать свои сильные и слабые стороны, а конструктивная критика позволяет также найти новые, порой нестандартные решения! 

Важно: совмещать в одном разговоре критику и похвалу не стоит, выбирайте что-то одно. Прежде чем критиковать ребёнка, убедитесь, что он спокоен, настроен на серьёзный разговор и сможет выдержать ваш неодобрительный отклик. Будьте уравновешенны и спокойны сами, чтобы передать ваш настрой малышу.

Обязательно изучите все факты перед разговором, возможно, на плохой результат повлияли другие участники процесса. Будьте терпеливы и готовы выслушать сына или дочь, подсказать им решение проблемы.

Помните, что вы любите своих детей и когда хвалите, и когда критикуете! Всегда доносите эту мысль до них.

Ковалёва Н.П., педагог-психолог

Все дети – ангелы, но даже у них есть зубы) Что делать, если ребенок начал кусать Вас, других взрослых или сверстников? Давайте разбираться.

Причиной внезапной агрессии может стать банальное отсутствие других способов рассказать о своем недовольствии, страхе, а иногда даже о любви и привязанности. Ребенок двух лет может еще не четко  говорить,в таких случаях стоит, во-первых, учить говорить “нет”, “не хочу”, “больно”, “мое” в схватках за игрушку или личное пространство и показать альтернативные варианты проявления светлых чувств: объятия, поглаживания и тому подобное. Попробуйте смоделировать необходимую ситуацию с помощью игрушек, сказки.

Часто, ребенок до двух лет, находясь в саду, должен адаптироваться к новым условиям: много людей, куча новых эмоций, которые берут верх. В этот период ребенок переживает много разнообразных чувств и познает новое.  Иногда, когда ребенок кусается – это проявление эмоционального и физического переутомления. Безусловно, первое, что стоит сделать: сказать четкое “нет” и “нельзя”, а также указать причину: “потому что это больно”, “это не приятно”, “это оскорбительно”, а, во-вторых, стоит вовремя сменять активности отдыхом: как дома, так и в саду.

С другой стороны, это может быть попыткой привлечь к себе внимание взрослых. Попробуйте чаще обнимать ребенка, обратите внимание на его настроение, переживания. Часто телесного и эмоционального контакта между взрослым и ребенком достаточно, чтобы прекратить вредную привычку.

Дети 2х-3х лет используют этот “прием”, чтобы показать свою силу и лидерство, с одной стороны и проверить границы дозволенного, с другой. Вовремя останавливайте это, покажите, что лидер – хороший, смелый, внимательный, а не агрессивный. Временно отстраните малыша от игры – он должен осознать, что делает вред, в первую очередь себе, лишая возможности играть с другими.

Возможно, вы, играя с малышом, в шутку его покусываете: “Съем твою ножку”, “Кусь за бочок”. Дети еще не знают меры и могут, играя, подражать вашим кусаниям, но больно и по-настоящему. Следует прекратить, на время, такого рода игры; показать следы зубов, рассказать, что это больно и может обидеть другого. Подойдите вместе к “пострадавшему”, попросите прощения, пожалейте – научитесь вместе заглаживать вину.

Иногда, кусание – это “симптомы” агрессии в семье. Не обязательно по отношению к самому ребенку, возможно, он стал свидетелем вашей ссоры. Попробуйте не выяснять отношения в присутствии ребенка. Старайтесь вести себя спокойнее и среди других взрослых: не ссорьтесь в очереди; не кричите на человека, который наступил вам на ногу – ребенок четко копирует ситуации взрослой жизни и реагирует на них в силу своих умений и доступного “инструмента” (зубы и кулаки – всегда наготове).

Помните, что отучить кусаться мгновенно не получится. Наберитесь терпения, наблюдайте за ребенком дома и среди детей. Если ребенок намеревался кого-то укусить, но не сделал этого – похвалите – это даст толчок к мыслям, что это правильно; подскажите как еще можно проявлять свои эмоции.

Ковалёва Н.П., педагог-психолог

Ранний возраст — это период жизни человека с года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей — формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

Ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная деятельность, которая влияет на все сферы психики детей, определяя во многом и специфику их общения с окружающими. «Она возникает постепенно из манипулятивной и орудийной деятельности младенцев». Эта деятельность подразумевает, что предмет используется в качестве орудия по закрепленным в данной культуре правилам и нормам — например ложкой едят, лопаткой копают, а молотком забивают гвозди.

Выявляя в процессе деятельности наиболее важные свойства предмета, ребенок начинает соотносить их с определенными операциями, которые он совершает, при этом открывая, какие операции лучше всего подходят к конкретному предмету. Таким образом дети учатся пользоваться предметами так, чтобы они не были просто продолжением их руки, но использовались, исходя из логики самого предмета, т.е. из того, что им лучше всего можно делать. Этапы формирования таких, закрепленных за предметом-орудием действий, были исследованы П.Я. Гальпериным.

«Он показал, что на первой стадии — целенаправленных проб — ребенок варьирует свои действия исходя не из свойств орудия, которым он хочет достать нужный ему предмет, но из свойств самого этого предмета. На второй стадии — подстерегания — дети случайно находят в процессе своих попыток эффективный способ действия с орудием и стремятся повторить его. На третьей стадии, которую Гальперин назвал «стадией навязчивого вмешательства», ребенок активно старается воспроизвести эффективный способ действия с орудием и овладеть им. Четвертая стадия — объективной регуляции». На этой стадии ребенок открывает способы регулирования и изменения действия исходя из тех объективных условий, в которых это действие приходится выполнять.

Кроме того, Гальперин указал, что в том случае, когда взрослый сразу же показывает ребенку, каким образом действовать с предметом, этап проб и ошибок минуется, а дети сразу же начинают действовать, начиная со второго этапа.

«При диагностике развития предметных действий у детей необходимо помнить о том, что орудийные действия включают в себя и предметные, так как один из вариантов орудийного действия являются исторически закрепленным за данным предметом». Так, ложкой можно копать, пересыпать содержимое из одной емкости в другую, есть суп и так далее, но только последний способ использования является еще и предметным, исторически закрепленным за этим орудием. В течение второго года жизни дети обучаются большинству предметных действий, причем при исследовании их психического развития важно помнить, что орудийные действия в определенной степени могут являться показателем интеллектуального развития детей, в то время как предметные в большей степени отражают степень их обучения, широту контактов со взрослыми.

Большое значение для психического развития в этом возрасте имеет и формирование сенсорики. Исследования многих ученых (К. Бюлера, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера) показали, что в первые годы жизни уровень развития восприятия существенно влияет на мышление. Это связано с тем, что действия восприятия связаны с такими операциями мышления, как обобщение, классификация, подведение под понятие и другими.

«Развитие восприятия определяется тремя параметрами — перцептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения». Становление восприятия состоит в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств (информативных точек), составлении на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесении этих образов-эталонов с предметами окружающего мира.

Перцептивные действия помогают изучить основные свойства и качества воспринимаемого предмета, выделив из них главные и второстепенные. На основе такого выделения ребенок воспринимает информативные точки в каждом из предметов окружающего мира, что помогает при повторном восприятии быстро узнать этот предмет, отнеся его к определенному классу — кукла, машинка. Действия восприятия, которые вначале являются внешними и развернутыми (ребенок должен не только посмотреть на предмет, но и потрогать его руками, действовать с ним), затем переходят во внутренний план и автоматизируются. Развитие перцептивных действий помогает формированию обобщения, так же как и других мыслительных операций, так как выделение наиболее значимых качеств каждого предмета дает возможность в дальнейшем объединить их в классы и понятия.

В раннем возрасте также начинается формирование сенсорных эталонов — вначале как предметных (появляющихся уже к концу младенчества), которые затем, постепенно обобщаясь, переходят на уровень сенсорных. Сначала представления о форме или цвете связаны у ребенка с конкретным предметом (круглый мяч). Постепенно это качество обобщается и, отрываясь от предмета, становится обобщенным эталоном — цвета, формы, размера. Именно эти три основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста.

Действия соотнесения предмета с эталоном помогают в систематизации тех знаний, которые есть у детей при восприятии новых предметов. Эти знания делают образ мира целостным и постоянным. При этом в раннем возрасте дети еще не могут разделить сложный предмет на ряд эталонов, из которых он состоит, но могут уже найти отличия между конкретным предметом и эталоном, например, сказав, что яблоко — это неправильный круг.

«В раннем возрасте кроме наглядно-действенного мышления начинает формироваться и наглядно-образное. Наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3,5—4 лет. Наглядно-образное мышление возникает в 2,5—3 года и является ведущим до 6—6,5 лет. Наглядно-схематическое мышление возникает в 4,5—5 лет, оставаясь ведущим видом мышления до 6—7 лет. И, наконец, словесно-логическое мышление возникает в 5,5—6 лет, становясь ведущим с 7—8 лет, и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей». Наглядно-действенное мышление предполагает непосредственный контакт ребенка с предметами и поиск правильного решения задачи путем проб и ошибок. Помощь взрослого, который показывает ребенку, на какие параметры ситуации следует обратить внимание, чтобы правильно сориентироваться и решить задачу, необходима для развития мышления ребенка и перехода его на более высокий образный уровень. В то же время к концу раннего возраста при решении простых, связанных с прошлым опытом задач, дети должны уметь ориентироваться практически мгновенно, не прибегая к пробным действиям с предметами, т.е. решать задачи на основе образного мышления.

«Характерной особенностью мышления ребенка в этот период является его синкретизм, нерасчлененность — ребенок пытается решить задачу, не выделяя в ней отдельные параметры, воспринимая ситуацию как целостную картинку, все детали которой имеют одинаковое значение». «Ребенка спрашивают: «Почему солнце греет?» Он отвечает: «Потому что оно желтое, потому что оно высокое, высоко держится». Что солнце держится и не падает, что оно желтое, горячее, что около него облака — все то, что ребенок видит, связано вместе, он не отделяет одно от другого».

Помощь взрослого должна быть направлена на анализ и выделение отдельных деталей в ситуации, из которых потом ребенок (может быть также при помощи взрослого) выделит главные и второстепенные. Общение со взрослым, совместная предметная деятельность могут существенно ускорить познавательное развитие детей.

Итак, ведущей деятельностью в раннем возрасте является предметная деятельность, целью которой является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними. Мышление является наглядно-действенным, оно основано на восприятии и действии с предметами. Характерной особенностью мышления ребенка в этот период является его синкретизм, нерасчлененность. К концу раннего детства у детей формируются три основных сенсорных эталона - цвета, формы, размера. Общение со взрослым, совместная предметная деятельность могут существенно ускорить познавательное развитие детей.

Ковалёва Н.П., педагог-психолог

Раздзелы сайта